Cайт российского писателя Александра Светлова

От корней до неба. Часть вторая. «26. Два камня»

Утром следующего дня я пришёл к отцу с вопросами. От вчерашнего знакомства со священным камнем осталось сильное волнение. А ещё — усталость. Уж слишком много всего происходит. Причём всё сразу: и плохое, и хорошее. Не успеваю пережить одно — уже другое полностью овладевает моим сознанием. Трудно это!

И всё же надо не только пережить произошедшее, но обстоятельно разобраться в нём, иначе трудно понять, каким должен быть мой следующий шаг. Надо ведь как-то жить и что-то делать, а в этой неразберихе кто угодно запутается.

Вчера я пытался поговорить с Сахту, но он исчез. Да, просто исчез, стоило мне только отвернуться. Удивительным образом нашёл Саюла, но и он не стал говорить со мной. Молча ушёл за кусты, будто там у него есть нужда, и больше оттуда не вышел. А вот сегодня нашёл отца. Куху помог. Я велел ворону облететь округу, поискать папу. Он нашёл, привёл.

— Папа, ты, пожалуйста, только не исчезай! Мне важно понять и разобраться. Вчера и Сахту, и Саюл не стали этого делать. Поговори со мной!

— Хорошо, Ильхур. — Отец в задумчивости смотрит на меня. Я понимаю, что он перешёл на особое зрение. Значит, понимает, что разговор будет серьёзным.

— Папа, ты знаешь о священном камне?

— Конечно. Каждый шаман знает. Тебе удалось обнаружить его? — На лице отца появилась едва заметная улыбка. Видимо, он рад за меня: так он улыбается, когда мной гордится.

— Да, меня вчера к нему ворон привёл. У камня стоял Сахту. Хотя нет, он появился у меня за спиной. Сначала я его не видел. Он мне и пояснил, что это за камень.

— Каждому камень, — задумчиво говорит отец, — является в своём месте. Где ты его видел?

Я коротко рассказал, где нашёл камень. Отец удовлетворённо кивнул и продолжил:

— У меня он был в другом месте. Но не это важно. Какой именно камень — вот что действительно имеет значение.

— А он ещё и разный? — Я был слегка удивлён.

— Ильхур, на самом деле существует два камня. Один священный, другой чёрный. Удивлён? Так-то. Всё зависит от того, какой путь выбрал шаман. Камни показывают дух шамана, его суть, подлинность.

— Постой, папа, но я ведь ещё не шаман. Я не прошёл посвящение.

— Камень не спрашивает, шаман ты или нет, он показывает твою принадлежность. Ты либо камлаешь верхним мирам, либо нижнему миру. Если твой дух тёмный, то явится чёрный камень, если дух твой чист — увидишь камень священный. Камни являлись бы каждому человеку, но обычные люди не видят их. Хотя и могли бы.

— Они просто заняты другим? Заботы не дают разглядеть камень?

— Как-то так, Ильхур. У обычных людей взгляд направлен на другие вещи. Охотник ищет добычу, рыбак смотрит на сети, мать — на детей. Не до камня им. Хотя было бы неплохо, если бы человек знал, какой камень стал символом его жизни. Какой формы камень увидел ты?

— Похожий на палец, будто он показывает на небо. Так они ещё и разной формы? — Я снова был удивлён.

— Да, сынок, они разной формы. Мой был похож на ложе. Сахту объяснил, что мой путь — помогать людям. Ложе, будто земля, даёт силы на исцеление и отдых. Да, так и вышло. И ещё вот что важно понимать. Камень не определяет судьбу, он только показывает сделанный выбор. К нему можно прийти за помощью, просить силы, совета. Но только сам человек делает выбор.

— Папа, знаешь. — Мне трудно говорить, но я нахожу в себе силы, этот вопрос мне кажется очень важным. ­— У меня такое ощущение, что я не полностью ушёл от тьмы. Что-то во мне от неё осталось. Поэтому и лисичка погибла. Мне надо было быть решительней.

— Лисичка погибла, защищая тебя. Это был её выбор. Её помощь и в самом деле была тебе нужна. Но в её гибели нет твоей вины. Ты тогда делал всё, что мог. Боги посылают нам всё необходимое для пути. И друзей тоже. Ты потом это поймёшь.

А что касается тьмы — так в каждом из нас есть частица её. Ильхур, мы ведь люди! Это боги лишены порока, на то они и боги. Если бы в тебе был только свет, то жить тебе там, в белых горах. А сейчас тебе важно делать маленькие и твёрдые шаги к белой вершине.

Тьма живёт в сердце каждого человека. В том и совершенство, чтобы научиться отличать тьму от света и уметь делать правильный выбор. А тьма хитра и ловка. Чуть прислушаешься к ней, сразу утянет в своё липкое болото.

Гурхум-Су тоже ведь не выбирал тьму. Я точно знаю, что изначально он увидел священный камень. Это потом уже тьма заполнила его сердце, и чёрный камень показал его путь. Шаманы говорят, что тогда даже земля вздрогнула и долго шёл по ней гул.

— Значит, и со мной такое может случиться?

— Это может случиться с кем угодно, сынок. Просто учись всегда выбирать свет.

— А почему у камня был Сахту? Кто он, папа?

— Никто не знает, кто такой Сахту. Он не шаман, не охотник. Мне кажется, что он и не человек вовсе. Только вот кем он является на самом деле, нам знать не дано. Я думаю, что он посланник богов, но не уверен в этом. Он очень мудр и его знания просто безграничны. Даже Саюл слушает его и исполняет его волю не споря.

— А мама видела свой камень?

— Конечно, Ильхур. Я говорил, что каждый человек может его увидеть. Просто нужно идти, а путь сам покажет твой выбор. Да, мама видела священный камень, иначе и быть не могло.

— Ты считаешь, что я не виноват в смерти Зулу?

— Ильхур, никогда себя ни в чём не вини. Нередко кажется, что ты мог бы лучше что-то сделать. Запомни: ты всегда делаешь только то, что можешь, как бы ни хотелось больше и лучше. Ты справился с ситуацией, а у лисы была своя жизнь и свой выбор — и она его сделала.

Сожаления, Ильхур, всегда тянут вниз и забирают всё лучшее, что есть в твоей жизни. Благодарность — только она поднимает на ноги. Благодари Зулу, но помни, что ты обязан ей. Делая следующие шаги, выбирая поступки, помни, что каждый твой день оплачен жизнью друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *