Cайт российского писателя Александра Светлова

От корней до неба. Часть первая. «21. Праздник»

С трудом пытаюсь разлепить глаза. Вроде и проснулся уже, а сон отпускать не хочет. Приятная дрёма сковывает тело, сон возвращается, но тихие голоса родителей возвращают меня в явь.

— Я видела чёрного ворона и слышала его крик. Это делает Курхан, я уверена! Это его тотем.

— С трудом в это верится. — В голосе отца сомнение. ­— Если бы не ты мне об этом сказала, то ни за что б не поверил. Просто не могу понять, какая для него в этом выгода.

— Очень простая, — твёрдо выговаривая каждое слово, отвечает мама. ­— Зависть. Лучшие места в совете шаманов — у твоей семьи. Ильхур, когда вырастет, явно займёт место Саюла. Рядом будешь ты. Почти вся твоя родня в совете. А Курхан в него только выбился. Его никто не слушает, а ведь он очень сильный шаман. Но камлает в нижний мир. А теперь представь, что его гложет!

Приоткрываю глаза, вижу отца. Вид у него очень задумчивый — значит, сейчас он маме ничего не ответит. Он всегда так делает: сначала всё обдумает, а потом говорит. Он никогда не спешит со словами.

­— Ильхур проснулся, ­— взволнованно говорит мама. ­— Пойдём, посмотрим на малыша.

— Да что там… С ним всё должно быть хорошо. Мы с Саюлом ночью камлали — защита сильной должна быть.

— Знаю я ваши защиты! Ильхур, ты как себя чувствуешь?

А потом мы весело завтракали. Чудесное утро! Очень люблю, когда родители вместе. В доме сразу становится уютно и светло. Люблю сидеть между ними, когда ем. На самом деле так не положено, но я всё равно это делаю.

Мама смотрела на меня долго и внимательно. Убедившись, что со мной всё хорошо, отпустила гулять, но к обеду велела вернуться: после него должен был состояться праздник. Я кивнул и побежал на поиски Юрхана. Хотелось рассказать другу о вчерашних приключениях.

На полянке, где мы обычно встречались, всё ещё паслись олени. Рядом, собравшись в круг, орали мальчишки. Некоторых из них я знал, остальные были мне незнакомы. Из любопытства решил посмотреть, что они делают. Приблизился — и чуть не задохнулся от возмущения. Оказалось, они палками, ногами и криками гоняют молодую лису. Та от страха уже не знала куда деваться.

Лиса пыталась спрятаться или убежать, но стоило ей застыть на месте, как её тут же начинали тыкать палками. Когда она делала попытку вырваться из круга, её начинали пинать ногами. Она пыталась кусаться — бесполезно, её останавливал новый удар чьей-нибудь палки. Она пыталась кусать палки, но их резко выдёргивали у неё из пасти. Было видно, что ей от этого очень больно.

Я не мог смотреть на затравленного зверя. Волна гнева ударила мне в голову. Сжав кулаки, я ринулся защищать слабое животное.

— А ну прекратите! — грозно крикнул я.

­— А это кто? — раздался насмешливый голос одного из незнакомых мне мальчишек. Он был на голову выше меня, крупнее и, наверное, сильнее. Но я не испугался.

— Это ты — кто? — жёстко ответил я ему. — Я здесь живу, а вот тебя впервые вижу.

— Это Ильхур, — услышал я голос одного из знакомых мне мальчишек. ­— Он сын шамана.

— Шаманчик, значит. Ну давай посмотрим, насколько ты крепок. Иди сюда! Это тебе не с бубном скакать. Проверим, на что ты годен.

— Ты чего! Лучше не связывайся с ним! ­— долетел до меня всё тот же робкий голос.

— Один на один — так честно будет, ­— грозно говорю я и делаю шаг вперёд.

Неудобно драться, когда у противника руки длиннее, зато я проворней и быстрее. Успел нанести несколько ударов, пока не получил сам. Но выдержал, отскочил в сторону, удержался на ногах, стряхнул возникшую в голове муть и, дав волю своей ярости, снова кинулся в бой. С большим трудом повалил своего противника на землю. Моя победа могла бы быть окончательной, но я тут же получил удар со стороны. Приятели поверженного кинулись на меня.

Наверное, меня бы крепко побили, но тут появился Юрхан. Надо сказать, что он был очень хорошим бойцом. Его боялись даже мальчишки на несколько лет его старше. Он был не только силён не по годам, но и очень ловок. Его отец — один из лучших охотников — многому его научил.

— Давайте ко мне, уроды! — со злобным придыхом громко сказал Юрхан. Неприятели отошли от меня и ринулись на моего друга. Он встал, широко раздвинув ноги и немного покачиваясь из стороны в сторону. Он стал похож на медведя, и руки его свисали по бокам, словно лапы этого могучего зверя. Подскочил первый мальчишка, Юрхан махнул рукой-лапой — и тот тут же отлетел в сторону. Немного времени спустя все его противники лежали на земле. И уже слышались приближающиеся шаги: это взрослые шли на шум и крики. Всех разогнали по сторонам, кому-то достались подзатыльники. Возможно, было бы и хуже: посыпались бы наказания — но начинался праздник, и пора уже было идти на него.

Развели большой костёр. Сахту стоял подле него, очень важный и собранный. Рядом он поставил сухую сосну, она была повязана множеством цветных лоскутков. Это был символ божественной воли. Всякий раз, когда мы по-настоящему просим богов, они обязательно исполняют наши просьбы. В знак исполненных просьб на эту сосну и привязывали цветной лоскуток. Сахту и повёл свою речь о том, что мольба народа была услышана богами. Далее он говорил о чудесном возвращении ножа Сурума. А потом стал говорить обо мне.

И опять все смотрят в мою сторону. Опять я краснею и не знаю, что делать. Зачем Сахту всё рассказал? Ну можно же было обойтись без этого! Зачем опять привлекать ко мне внимание? И так уже с языков не схожу — столько разговоров обо мне!

Единственное, что радует, так это мама. Я вижу, что она горда мной. Да и папа весь такой важный. Они, похоже, рады произошедшему.

А потом мы пошли домой. Мама и папа ушли вперёд, а мы с Юрханом немного отстали. Когда мы проходили мимо тёмных кустов, раздался тихий, но отчётливый голос. Слова звучали зловеще и с присвистом — и чем-то напоминали карканье ворона.

— Не спиши радоваться, Ильхур! Как бы плакать не пришлось. Много тёмных ночей ждёт тебя. Мы ещё встретимся.

А после раздался тихий и зловещий смех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *