— Папа, я больше не хочу наблюдать за шишивами! — Отец в ответ молчит. Наверное, думает. — В прошлый раз я встретил Ули, — говорю отцу, — это было приятно. А теперь вот этот злобный дух.
— Это Кульва, — машинально поправляет меня папа. — Только вот откуда он взялся? Мы их всех давно изловили и заперли.
— Всё равно не пойду за шишивами смотреть!
— А они здесь при чём? — словно очнувшись, спрашивает отец. — Игра с шишивами очень полезна, все шаманы начинают учёбу именно с них.
— А вдруг опять кто-нибудь придёт?
— Не придёт, я об этом позабочусь. — Папа хотел сказать что-то ещё, но увидел вдалеке силуэт Саюла. — Пойдём, встретим его. — Мы поднялись и пошли навстречу старому шаману.
После положенных приветствий Саюл обратился к моему отцу:
— Ты видел этого духа?
— Да. Ильхур хорошо его запечатал. Только одно не понятно: откуда он знает, как это нужно делать.
— Где-то слышал об этом, — немного смущённо поясняю я.
Саюл посмотрел на меня так, что я тут же осёкся. Понял, что поступил невежливо — влез в разговор взрослых. Эх, нужно ждать, пока меня спросят, а так держать язык за зубами.
— Думаю, его кто-то специально выпустил, — озабоченно говорит отец. — Он шёл прямо на Ильхура, будто его кто-то направил.
— Так и есть, — кивает Саюл. — Я камлал ночью и сам видел, как было дело. Только непонятно, кто именно это сделал, следы хорошо скрыты. Это либо опытный шаман, либо вообще не человек. Никто не может совладать с ловушками, мы ведь делали их с секретом. Да и какой силой надо обладать, чтобы направить Кульву? Обычный шаман не может дать ему приказ, тут нужна большая сила. Спрятать следы от меня мало кто может, но я разберусь. На любого хитреца найдётся мудрость, она всегда свет на тайны проливает.
— Саюл, у нас немного шаманов, способных такое сотворить. Не больше трёх могу назвать. Но ведь не обвинишь никого из них в таком злодействе: вина их неочевидна.
— Да, ты прав. Но случай вопиющ, нужно разобраться. Такое впервые в нашем народе. Наслать на ребёнка Кульву! Я найду виновника, он будет наказан.
После этих слов Саюл собрался уходить.
— Подожди, — остановил его отец. — Что решил совет? Он признаёт Ильхура?
— Мнения так и остались разделёнными, — немного сердито отвечает старый шаман. — Нет единодушия. Есть шаманы, которые плохо настроены к твоему сыну. Что-то подсказывает мне, что это связано со вчерашним злодейством. Будьте осторожны!
Саюл ушёл, а я остался с отцом наедине и сразу же стал заваливать его кучей вопросов. Он жестом руки умерил мой пыл, велел успокоиться и начать спрашивать заново, только после вопроса всегда дожидаться его ответа. Ух, как это трудно!
— Папа, а что это за сила, что текла по земле? Она такая прямо от меня шла…
— Ильхур, — остановил меня папа, — достаточно первого вопроса, нет нужды говорить дальше. А теперь слушай ответ.
У человека пять душ. Первая — суху. Она дана богом нижнего мира Саккат-Хумом. Он помнит всё, что человек делал в жизни. Из этого он решает, какую жизнь проживёт этот человек, какая у него будет суху. Ты ведь помнишь закон суху?
В ответ я утвердительно киваю. Что там помнить? «Ничто не проходит без наказания, за всё будет награда». На добро ответом будет добро, а на зло в ответ будет зло. Своей жизнью, делами, человек определяет своё будущее, оно случается только по делам его. Так нас Сахту учил. А суху — это и есть всё, что ты заслужил. Нужно жить так, чтобы Зуху была хорошей. Ничего сложного — запомнить плёвое дело.
— Так вот, — продолжает папа, — суху ведёт человека по жизни, даёт ему силу от земли и правду жизни. Эта сила даёт возможность совершать добрые поступки. Если нет такой силы, то человек становится слабым, после — трусливым, тут уже и до лжи совсем близко, а потом будут подлость и предательство. Тогда суху станет чёрной, и это будет путь зла.
— Папа, но не этой же силой я одолел Кульву?
— Конечно, нет. Не торопись, слушай. Вторая душа человека — это сорх. Это личная сила, её даёт род. Если предки имели хорошую суху, то сила в роду большая. С сильной сорх человек становится шаманом. А чтобы он стал сильным шаманом, род может собрать ему дополнительную сорх. Человек, умирая, оставит свою силу роду.
— Папа, но я не смог бы из этой силы сделать сеть!
— Верно, сынок, ты использовал душу туху. Такой сильной она может быть только у шаманов. Я имею в виду ту самую сеть и то, как ты направил силу по земле. Эту силу шаман обязан копить и беречь. Она нужна ему для многих дел. С помощью туху шаман путешествует по древу жизни, используя свой тотем.
Ты не умеешь ею пользоваться. Твой поступок был бы крайне неразумен, если бы речь шла о взрослом шамане. Но я рад, что ты сумел собраться и дать отпор Кульве. Тебе на удивление хватило силы. Не каждый шаман способен остановить этого злого духа. Он питается силой шаманов, его побеждают хитростью. Но твой способ удивителен, так ещё никто не делал. Ты молодец!
После этих слов я задрал нос и засиял, как солнечный блик на гребешке волны. У меня была ещё куча вопросов, да и про остальные души очень хотелось узнать. Я уже было открыл рот, чтобы задать отцу новый вопрос, но тут появилась мама.
— Так, ну-ка пошли домой! Ребёнку нужно поесть и отдохнуть.
— Ну мама! У нас тут важный разговор! — Я попытался спасти ситуацию.
— Важно сейчас есть и спать. А всё остальное никуда не денется. Так, встали и пошли домой!
Что делать — мы поднялись и пошли, повесив плечи и печально вздыхая.
Добавить комментарий