Cайт российского писателя Александра Светлова

Три сокровища человечества

Есть подлинные сокровища, которые и в самом деле могли бы человечество поднять на новую эволюционную ступень. Создать если не совершенное общество, то уж точно существующее в рамках здравомыслия. Эти три сокровища могли бы сделать законы разумными, социальные нормы поведения нравственными, а культуру вернуть к источнику – служению прекрасному, музам.

Эти три сокровища разбросаны по миру, они в разных народах. И сказать, что их кто-то прячет – невозможно, они на виду, они хорошо знакомы нам, и мы пользуемся ими, но чаще всего с дополнением: «вроде бы».

Итак, начну с первого сокровища.

Это сокровище родом из Полинезии и называется оно – «Табу».

У «Табу» нет аналогичного понятия в других языках и народах, потому у этого слова нет перевода, потому это сокровище заимствовали без перевода. Это слово никак не переводится, его невозможно перевести.

В нашем языке есть другие нормы, например, запрет или нельзя. Но это не «Табу». Тут не запрет, гораздо больше. Это сильнее, чем «нет». Это существеннее, чем нельзя. Это и всё перечисленное вместе, и в тоже время «Табу» очень конкретно. Оно черта, норма, предел, оберегающий человека от неразумного нарушения закона, нормы, правила.

Было бы очень замечательно, если бы «Табу» работало в других народах – нельзя переходить дорогу под красный свет, этого недостаточно, всё равно найдутся те, кто нарушит правило. «Табу» не даст сделать такого шага, человеческие жизни будут спасены.

Все прекрасно знают то, что делать нельзя, но большинство из нас постоянно нарушает эти правила. Нам самим от этого хуже, позволил себе оскорбить человека, в ответ человек позволил оскорбить тебя. Равнодушно отнёсся к чужой беде, завтра и ты остался один на один со своими проблемами.

Так нельзя жить. Нужно «Табу»: на хамство, на распущенность, на вседозволенность и прочее. Это очень помогло бы нам. И не переносить «табу» на других, на себя. Просто ввести его в своей жизни…

Следующее сокровище «Обонато», оно менее известно. Я и сам узнал о нём не так давно. Прочитал буквально следующее: Один антрополог во время путешествия в Африку решил провести какой-то свой эксперимент с детишками из племени туземцев. Он наполнил корзину множеством вкусных фруктов и поставил её у подножия дерева. Далее детям сообщилось, что фрукты получит тот, кто первый к ним прибежит. После знака «старт» детвора взялась за руки и побежала к дереву вместе, чтобы потом в веселой компании скушать фрукты. Удивленному антропологу на его вопросы они сказали лишь одно — «Обонато».

Ведь невозможно радоваться жизни, если плохо остальным. «Обонато» переводится из их языка как «я жив, потому что мы живы».

«Обонато» тоже не переводится. Ни один другой народ не обладает таким сокровищем.

Это невероятное сокровище. Трудно представить себе, как бы мы жили, пользуясь им. Нет нужды делить и отнимать, нет необходимости сражаться, защищаться, нападать и отступать. Сколько слёз, горя ушло бы из нашей жизни. Стольких бед удалось бы избежать, войн, катастроф, конфликтов…

«Обонато» – взялись за руки, подошли к дереву и съели, смеясь и веселясь, фрукты из корзины. Пусть этими фруктами будут нефть и газ, да и просто еда, или пресная вода, или… Или всё то, из чего люди сделали совершенное обратное, создав нормы, пути достижения и правила получения того, что им никогда не является их собственностью, забрав себе то, что принадлежит всем. «Обонато» – взяв себе всё чужое, ты никогда не будешь счастлив, ты отделил себя от всех, ты теперь против них. Они вынуждены быть против тебя. Сколько продержится царь горы? Теперь ему нужно быть сильнейшим, чтобы выжить.

И последнее сокровище, оно хорошо знакомо нам, поскольку им владеет именно наш народ. И сокровище это – «Совесть».

Совесть также не переводится на другие языки. Такого слова или схожего понятия нет ни у одного народа мира. И «Совесть» — это единственное, что в этом мире может поставить всё на свои места.

«Совесть» самая неудобная норма на свете. Именно потому столько борьбы внутри человека, столько попыток заключить с ней сделку. Оттого столько агрессии – ведь относительно неё рыльце у нас в пушку. Но попробуй хоть чуть-чуть укажи на это человеку, да и к себе мы никого не подпустим.

Жить без «Совести», пожалуй, самое страшное для нас. Потерять её, это как лишиться сути жизни, как лишиться единственного нравственного мерила, или правила.

Попытки найти нечто подобное есть в мире. С недавних пор пытаются внедрить некую «Толерантность», это западное понятие неплохое в своей сути, но до «Совести» не доросло. «Совесть» ничем не заменить. Как и «Табу» не заменить запретом, а «Обонато» – социальной справедливостью или демократией.

«Табу» и «Обонато» — уязвимы. Эти два сокровища, попав в руки недобросовестному человеку, мгновенно станут предметом манипуляции. Что, к слову, и случилось в самой Полинезии с «Табу». Но с «Совестью» так не получится. Она не оставит в покое, поскольку только она призвана, только она может создать человеку свой подлинный духовный облик, внести справедливость, ясность и всё прочее, в чём так нуждается современный человек и человечество.

Но и «Совесть» нуждается в опоре, потому и нужны два других сокровища человечества. Без них совесть теряется, не находит дорогу в жизни человека. И лишь объединив все три сокровища, мы получим нечто целое, великое, способное сделать жизнь подлинно духовной.

Всё просто: «Табу» на попытки обойти голос «Совести», тогда «Обонато». Корзина фруктов поделена, всем хорошо, есть повод радости и танцев. Есть возможность дарить и получать дары взамен. Никто не одинок, каждый важен и совсем некому воевать. Нет нужды быть лучше других, ты уже такой – дари, раскрывайся цвети!

Благ всем и каждому!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *